Проект "Полет Симурга"

В своем новом проекте «Полет Симурга» Сергей Феофанов, будучи театральным художником, легко и изящно сочинил неведомую для нас художественную реальность, похожую на сон ребенка.

В течение нескольких лет я с интересом наблюдал процесс рождения в работах художника невиданного фантастического мира и его многочисленные метаморфозы. С удивительной выдумкой и смелостью Сергей наполнил метафорическими персонажами пространство своего «параллельного» мира и создал его главного героя - женщину-птицу в причудливом головном уборе. Загадочный образ крылатой красавицы удивляет своей оригинальностью. Он наполнен символикой Древнего Востока. Архитектоника живописных холстов Феофанова слегка напоминает исфаханские ковры. В тонкой изысканной живописи, в изяществе цветовой гаммы угадывается влияние персидской миниатюры.

Рельефы мифических животных, как бы сошедшие со стен старинных дворцов, являются дополнением к живописным работам и продолжением темы проекта. Керамическая скульптура обогащает идею художника, переводя ее в трехмерное пространство. Материализованные в шамоте женщины-птицы приобрели ощутимую реальность и монументальную пластику. Кажется, что скульптура «Золотой идол», расписанная под бронзу, выполнена не Феофановым, а давно исчезнувшим народом, поклонявшимся этому идолу.

Фантасмагорический, уникальный мир образов, придуманный Сергеем, радует высоким мастерством исполнения и совершенно убеждает меня своей художественной достоверностью.

Борис МЕССЕРЕР, народный художник Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств

 

 

Разгул фантазии художника и вариации на его любимую тему: фантастические существа. Глядя на эти картины, попадаешь в какой-то нереальный мир, где обитают что-то охраняющие мужчины-кентавры и загадочные женщины-фламинго. Эти персонажи переходят из картины в картину, общаются друг с другом, танцуют и на глазах у зачарованной публики кормят своей точеной грудью детей, рожденных из выношенных на голове яиц. Более того! Персонажи сошли с холстов и оказались в зале в виде скульптур. Женщины-птицы из шамотной глины, теплой и фактурной, воспринимаются не как фигурки, а как нечто среднее между экспонатами и посетителями выставки.

Надо сказать, что к скульптуре С.Феофанов обратился совсем недавно и неожиданно для всех. На открытии выставки выступила скульптор Марина Левинская. Давно зная С. Феофанова как живописца, М. Левинская выразила искреннюю радость, что ему «оказалась близка работа с формой» и «удалось выдвинуть свои удивительные фантастические персонажи в трехмерное пространство, благодаря чему мы все имеем счастливую возможность полюбоваться ими со всех сторон».

А вот, что написал народный художник РФ, действительный член РАХ Борис Мессерер в каталоге предыдущей персональной выставки Сергея Феофанова: «Мое первое и основное впечатление от работ Феофанова - это то, что он постоянно находится в художественном поиске на пути к познанию самого себя. Меня совершенно убеждают его художественные открытия, увлекает его фантасмагорический мир - оригинальный, принадлежащий только этому художнику. Радует тонкость живописи и изящество цветовой гаммы. Мне думается, что Сергея Феофанова ждут большие открытия на этом пути, и мы не раз станем свидетелями проникновения его в новые образы, создающие неведомую для нас реальность, но совершенно убеждающие в своей художественной правде..."

Аида Соболева, журналист. Новости МСХ 2009 №12